Баннер на сайт600

Будучи одной из самых ёмких, красивых и гибких графических техник, офорт открывает практически неисчерпаемые возможности в искусстве изображения. В отличие от других не менее уважаемых видов эстампа (ксилографии, литографии, линогравюры), офорт обладает особой, глубинной живописностью и очень широким тональным диапазоном. Офорт – это магия, сила которой проявляется на конечном этапе, когда полученный оттиск являет задуманное плюс «что-то ещё». Это «что-то» возможно предугадать или запрограммировать лишь до определённой степени, но никогда до конца. Свободная природа офорта наделяет его такими художественными качествами, которые отличают лишь по-настоящему живые, тёплые вещи.

Первая большая выставка офорта, организованная научно-исследовательским институтом Академии Художеств СССР, состоялась в 1959 году в Ленинградском Ордена Трудового Красного знамени институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В этой выставке приняли участие более 80-ти художников из 17-ти городов Советского Союза, и больше трети из них являлись студентами и преподавателями бывшей Императорской Академии художеств. В том же году был выпущен каталог, в котором помещена статья одного из ведущих мастеров искусства офорта, тогда ассистента, а позже доцента графического факультета института им. И. Е. Репина, Василия Михайловича Звонцова. Выставка 1959 года стала большим событием в истории Академии, сохранившей и продолжающей развивать уникальную графическую технику, особенность которой, по выражению В. М. Звонцова, — в «щедрой способности к разностороннему эстетическому освоению мира».

В 2018 году в Санкт-Петербурге вновь открывается большая выставка офорта, охватывающая период с конца 1930-х до середины 70-х годов. Более 200 работ студентов и преподавателей Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина предстанут широкому зрителю в музейно-выставочном центре «Петербургский художник». Выставка продемонстрирует, сколь широк диапазон одной из старейших графических техник, владеющей целым набором способов-манер выполнения гравюры. Большинство работ, участвующих в экспозиции, сохранилось в единственном экземпляре, и будет показано впервые. Выставка откроется 21 февраля и продлится до середины апреля.

Ольга Бурякова, искусствовед,

специалист по учебно-методической

работе факультета графики СПб ИЖСА им. И. Е. Репина